БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АДУЙ
АДУЙ (343 г. до Р. X.), тридцать пятый первосвященник иудейский,
сын Ионафана I и преемник его в первосвященническом служении. Он знаменит
в истории иудеев тем, что принимал в Иерусалиме Александра Великого. Македонский
завоеватель, осаждая Тир, послал к иудеям и самарянам послов, требуя покорности
и доставки жизненных припасов. Самаряне поспешили покориться грозному завоевателю
и послали ему вспомогательный корпус; но иудеи ссылались на клятву верности,
данную ими Дарию, и говорили, что, пока жив последний, совесть никогда
не позволит им нарушить ее. Этот отказ, в сущности справедливый, поставил
их в опасное положение. Покорив Тир, Александр отправился к Иерусалиму
с намерением показать на этом городе пример своей мести. Смятение воцарилось
во всем городе, когда узнали, что гнев юного победителя неукротим. Первосвященник
Адуй, видя, что сопротивление не только бесполезно, но даже гибельно, повелел
отворить городские ворота и посыпать улицы цветами; потом, облекшись в
первосвященнические одежды, сопровождаемый левитами в их священном облачении
и народом в белых одеждах, вышел навстречу грозному победителю. Александр
переменил свои чувства, он с уважением приблизился к первосвященнику, поклонился
ему и благоговейно почтил имя Божие, начертанное на золотой дщице и носимое
на челе первосвященниками. В то же время народ окружил царя и, для большего
успеха, поднял радостный крик. Лицо раздраженного победителя просветлело,
гневное выражение исчезло и уступило место выражению благосклонности. Лица,
составлявшие свиту победителя, и особенно Парменион, со свойственной ему
смелостью, спрашивали о причине такой быстрой перемены. «Этот самый первосвященник,
— отвечал Александр, — явился мне в Македонии и одобрил мои завоевательские
проекты. Потом он вошел в Иерусалим и в храм и принес жертву истинному
Богу, между тем как народ благодарил Господа». Адуй показал Александру
предсказания о его победах пророка Даниила; Александр легко узнал себя
в изображении будущего победителя персов и не сомневался уже в успехах
своего предприятия. Исполненный благосклонностью к народу, который так
верен своим царям и которому так ясно открыто будущее, Александр даровал
иудеям многие льготы, между прочим, увольнение от дани в год субботний,
в который иудеи по закону не возделывали полей. Самаряне, которые столь
скоро и охотно покорились повелениям победителя, без сомнения ожидали еще
большей милости; но в этом случае неверность была презрена и не так высоко
оценена, как сопротивление и героическая верность иудеев. Они просили той
же милости, то есть увольнения от податей в год субботний, говоря, что
и они имеют то же начало и исповедуют ту же религию, как и иудеи. Александр
обещал даровать им это право после своего возвращения из Египта; но неблагоразумное
поведение погубило их. Они возмутились против Андромаха, которого Александр
поставил у них правителем, сожгли его дом и самого его убили. Возвращаясь
из египетского похода, Александр прошел Палестину, предал смерти главных
бунтовщиков, изгнал всех жителей Самарии, а вместо них поселил македонян.
В это-то время самаряне поселились на горе Гаризин в Сихеме, который и
сделали митрополией своей секты. Через некоторое время македонский завоеватель,
основав Александрию, пригласил иудеев для населения ее; они пришли во множестве
и вместе с македонянами были причислены к первому из сословий. Среди этих
событий первосвященник Адуй вел себя с благоразумием и мудростью и твердою
рукою держал кормило государства среди окружавших его опасностей. Он умер
в 322 г. до Р. X., после двадцатиоднолетнего первосвященства.