БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
АДАМ и ЕВА

АДАМ и ЕВА

АДАМ и ЕВА (508 г. до Р. X.) -имена первых наших прародителей. По сказанию Священного Писания, человек был сотворен после всех тварей как высшее и совершеннейшее из всех существ, по тем высоким дарам, которые он получил в удел. Прежде сотворения его Бог как бы советовался Сам с Собою, говоря: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Бог взял персть и образовал из нее тело, потом вдунул в него дыхание жизни; и лишь только Адам (Адам значит человек и красная земля) вышел из рук Творца, как священный историк показывает его в беседе с Богом, который, одарив первого человека даром слова, посредством его открывал ему существенные законы его бытия, законы, которых человек не только никогда не избрал бы, но о которых он не имел бы и понятия, если бы не было слова изъясняющего. Эти первоначальные понятия от отца переходили к детям, которые передавали их своим потомкам, и так продолжалось из рода в род, эти-то понятия и послужили основанием нравственного обдика всех народов, хотя нет ни одного из них, у которого они не исказились бы от предрассудков и страстей. Потом Господь насадил прекрасный сад в Эдеме, на востоке, для человека, чтобы он возделывал и хранил его. Чистое небо, благорастворенный воздух, всех родов растения, приятные и питательные плоды составляли прелесть сада, орошаемого четырьмя реками, и привлекали взоры; здесь Адаму не было необходимости в одежде, потому что перемены погоды не имели влияния на его не растленное еще грехом тело. Посреди рая Бог насадил древо жизни и древо познания добра и зла и дал человеку следующую заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16—17). Бог сделал человека царем земли, посему Творец и приводит пред него всех животных, чтобы он дал им имена. Но между всеми существами, населяющими землю и воду, Адам не нашел ни одного подобного ему. Человеку одному нельзя было жить; ему надобно было дать помощницу, которая разделяла бы с ним радости и печали; посему Бог навел на праотца нашего глубокий сон, во время которого взял его ребро и создал жену, что заставило Адама воскликнуть: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:23). Таким образом, жена произошла от мужа, как бы для полноты его бытия. Ничто лучше не изъясняет обоюдного стремления полов одного к другому, и ничто прямее не приводит к тому, что говорит Священное Писание: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24). Наши прародители, благословенные Богом, проводили дни свои в совершенном спокойствии и счастье, не сожалея о прошедшем, не страшась будущего; они наслаждались блаженством, сопутствующим невинности. Их небольшие нужды тотчас были удовлетворяемы; всякий предмет, находящийся под ногами, доставлял им новое удовольствие; величественный вид неба наполнял их сердце религиозным восторгом. Но, увы! Это блаженное состояние было слишком непродолжительно. Подруга Адама, проходя однажды по саду, остановилась пред древом познания добра и зла. Она не могла отойти от него, чтобы не попользоваться его обольстительными плодами, которые им были запрещены, и в ее сердце, слабое и вместе чувствительное, начало вкрадываться желание вкусить плодов от запрещенного древа. Исконный враг рода человеческого искусно подметил эту слабость и, явившись в образе змея, начал с Евою разговор: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 1—5). Последние слова ослепили гордостью сердце нашей матери и совершенно поколебали ее нерешительность. Она сорвала несколько плодов, съела, а потом подала и мужу, который разделил ее преступление.

АДАМ и ЕВА
Андрей Петрович Сапожников. Изгнание из Эдема Адама и Евы

Тотчас открылись им очи, их жизнь совершенно изменилась, они начали стыдиться своей наготы, сшили себе одежду из зеленых листьев и удалились в глубокую чащу леса, как бы стараясь убежать сами от себя. В это время они услышали голос Бога, ходящего в раю; непривычные доселе мысли постигали их, странное чувство страха закралось в их сердце. Но надобно было предстать пред Творцом и выслушать свой приговор. Услышав признание в преступлении данной заповеди, правосудный Бог сказал змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:14—19). После этого страшного суда Бог дал Аврааму и Еве кожаные одежды и изгнал их из рая сладости. Но чтобы они не могли туда опять возвратиться, в раю приставлен был херувим с пламенным оружием. Религия учит нас, что грех прародителей наших заразил все их потомство и все мы рождаемся с первородным грехом, подверженные всем несчастиям, поразившим того, который по своей гордости хотел сравниться с Богом. Труд и скорбь — вот что встречает человека на земле, вот печальное наследие детей Адама. Проклятие, которым Бог поразил землю, сопровождает человека по его скорбному пути жизни до того дня, когда он, во исполнение уже другого определения, будучи землею, отходит в землю. Нужно быть слишком слепым, чтобы не видеть страшных бедствий, тяготеющих над человечеством. Понятие о падении наших прародителей и повреждении природы человеческой сохраняется не у одних христиан. Оно сохранилось почти у всех народов и служит основанием всеобщей религии. Цицерон, удивляясь страшному противоречию, встречающемуся в настоящем человеке, и не понимая, как назвать это существо великое и в тоже время ничтожное, дает ему название духа в развалинах. По учению персов, Меша и Мешиана, или первый человек и первая жена, созданы Ормуздом Чистым. Но Ариман, завидуя их блаженству, явился им в образе змея и поднес плоды; они его послушались, и он сделался их господином. Природа повредилась, и повреждение это перешло к их потомству. История Адама и его падения, как она находится у Моисея, сохранилась в памятниках и рассказах индейцев, которые первого человека называют Адимо. В состоянии первого неба, говорит мудрый китаец, внутренне человек находился в соединении с верховным разумом, а вовне он исполнял дела правды. Сердце его веселилось истиною, и в нем не было ни малейшей лжи. Всеобщая гармония царствовала во всей природе; но жители неба возмутились и земля потрясена была до основания, человек восстал против неба, система вселенной расстроилась, и всеобщая гармония разрушилась; зло и преступление низошли на землю. Наконец, праматерь наша знаменита по мексиканским преданиям, которые представляют ее потерявшею первоначальное блаженство и невинность. Впрочем, два обстоятельства лучше всего доказывают, что падение и повреждение природы нашей всегда были верованием всеобщим. Это жертвоприношение и очистительные обряды, совершавшиеся над детьми при самом их рождении. В самом деле, к чему жертвоприношения и пролитие крови, если бы человек не чувствовал нужды в удовлетворении Бога, если бы он не был подвержен Его гневу? Какая нужда для дитяти в этих жертвоприношениях, если бы он рождался чистым и незапятнанным? Почему Виргилий детей, умирающих в отрочестве, сводит в темные места, где они плачут и тяжело вздыхают? Кто мог внушить чувствительному поэту этот печальный вымысел, если бы древность не верила, что человек рождается с грехом? Но если все народы верили повреждению человека от первородного греха, то также верили и возрождению чрез Посредника. Обетование об Искупителе, Которым Бог хотел снять проклятие с преступного человека, переходя из века в век, подкрепляло колеблющееся человечество на пути бедственной жизни, который оно должно было проходить. Вера в будущего Искупителя была основанием закона еврейского; чтобы сохранить эту веру чистою и неприкосновенною, Бог избрал себе народ и дал ему особенное устройство: Мессия проповедуем почти всеми пророками, Его лицо является во всех религиозных обрядах, Он был чаянием всего народа. Вышедши из рая, Адам дал своей жене имя Ева — жизнь, потому что она сделалась матерью всех живущих. Бытописатель говорит, что праотцы наши впоследствии имели большое семейство, но упоминает только троих сыновей его Каина (что значит приобретение), Авеля (что значит суетность или печаль) и, наконец, Сифа, который был дан взамен Авеля и сделался родоначальником народа Божия. Адам жил 930 лет; о смерти Евы нет ничего определенного: Библия об этом молчит и предоставляет свободу делать предположения; одни из толкователей думают, что она скончалась прежде Адама, другие утверждают, что после. Память о первых двух людях сохранилась в преданиях всего человеческого рода. Магометане воздают им почтение совершенно особенное. Многие общества христианские причисляют их к лику блаженных, многие отцы церкви думают, что они своею долгою и скорбною жизнью искупили свое преступление. Почитание Адама произвело две ереси: последователи их назывались адамитами и преадамитами. Первые под предлогом, что Иисус Христос восстановил человека в невинном состоянии, в котором были созданы Адам и Ева, собирались во храмы обнаженные; эта гнусная секта возобновилась в XIII в., сильно распространилась в Богемии, проникла в Польшу, где она существовала в недавнее время. Основателем секты преадамитов был протестант Исаак Перейр. Он доказывал, что Адам не был первым человеком, что и до него жили люди, и ссылался в этом случае на некоторые места в Послании апостола Павла к Римлянам. Епифаний упоминает о Евангелии Евы, в котором находилось множество вещей вздорных и безнравственных; упоминает еще о пророчествах Евы, приписываемых ангелу Рагуилу, которому Всевышний будто поручил наставлять Адама.