БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ААРОН

ААРОН

ААРОН (1638—1515 гг. до Р. X.), первый первосвященник израильского народа по Закону Моисееву, родился в Египте за три года до Моисея. О прежней его жизни ничего не известно до тех пор, пока Бог не повелел ему принять участие в высоком поручении, возложенном на его брата. В это время ему было 83 года, и он был женат на Елисавете, дочери Аминадава из колена Левиина, от которой имел четырех сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара. Когда Моисей решился, по повелению Божию, оставить землю Мадиамскую и отправиться в Египет для освобождения народа израильского от рабства, Бог явился в Египте Аарону и повелел ему идти в пустыню навстречу своему брату. Предвечный возвестил Моисею, какую пользу принесет ему содействие его старшего брата: «...разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4:14—16). Итак, Аарон пошел навстречу Моисею и встретил его на горе Божией, где оба брата, обнявшись, облобызали друг друга. По пути Моисей рассказал Аарону волю Божию. Пришедши в Египет, они собрали всех старцев израильских. Аарон рассказал им все, что повелел Бог Моисею, и сотворил перед народом чудеса; народ поверил его словам и принял Моисея как своего избавителя. Потом Аарон отправился со своим братом к фараону просить его об освобождении израильтян. Упорные отказы ожесточенного фараона заставили Всевышнего поразить Египет жесточайшими казнями, чтобы ускорить освобождение своего народа. Аарон — орудие Моисея во всем происходившем, везде сопровождал своего брата и говорил от его имени, как повелел Господь. По исходе евреев из Египта, когда дети Иакова находились в пустыне, Аарон часто обязан был произносить речи к народу. Так, во время стана в пустыне Син, спустя месяц после исхода из Египта, израильтяне начали роптать на Моисея и Аарона за недостаток в пище. Последний вышел к народу и сказал ему, что Бог исполнит их желание. Это успокоило народ. На следующий день упала с неба в первый раз чудесная манна, которой израильтяне питались в продолжении сорока лет. Потом Моисей сказал Аарону: «Возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши» (Исх. 16:33). И Аарон поставил этот сосуд перед Ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею. Во время стана при Рафидине, когда амаликитяне напали на израильтян, Аарон и Ор сопровождали Моисея на холм и здесь поддерживали его руки, поднятые к небу. Будущий первосвященник сопровождал также Моисея на гору Синай, когда последний получил от Бога скрижали Завета. Надав и Авиуд, сыновья Аарона, следовали за отцом, сопровождаемые семьюдесятью старцами израильскими. В другой раз, когда Моисей намерен был возвратиться на гору, где ему надо было пробыть сорок дней, он сказал старцам израильским: «Оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним» (Исх. 24:14). Между тем как Божественный законодатель получал от Бога наставления касательно малейших подробностей богослужения, народ роптал на долгое его отсутствие, столпился вокруг Аарона и сказал ему: «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32:1). Тогда Аарон, не имея смелости больше противиться требованию народа, отвечал: «Выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне» (Исх. 32:2). Иудеи тотчас исполнили его волю и принесли ему свои сокровища. Из собранного таким образом золота Аарон слил золотого тельца, вероятно по образу одного из божеств египетских. Тогда народ сказал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4). Тогда Аарон воздвигнул пред тельцом алтарь и объявил на следующий день праздник. Этим он думал остановить преступление народа; но израильтяне сами поставили на алтарь тельца и стали ему приносить жертвы с радостными криками и плясками. Во время этого бесчинства Моисей шел с горы; на упреки его Аарон отвечал: «Да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный» (Исх. 32:22), и рассказал ему, как он уступил требованию народа. Моисей, упрекнув Аарона за то, что он лишил народ благоволения Божия, собрал сынов Левииных, которые одни оставались непричастными этому идолослужению, и их оружием наказал виновных. Аарон, по заступлению Моисея, получил помилование и в скором времени облечен был в звание первосвященника. Упреки многих древних и новейших критиков Священного Писания в том, что Аарон, виновнейший всех, был помилован, а народ, менее виновный, понес наказание за своего первосвященника, вовсе не справедливы: Аарон не был причиной идолопоклонства, он только уступил, конечно по слабости, безумному требованию народа. Можно даже думать, что, предлагая женам и дочерям израильским лишиться своих серег, он надеялся, что любовь их к украшениям и нежелание лишиться их восторжествуют над суеверием. Без сомнения, не надо было уступать боязни и лучше подвергнуться смерти, чем согласиться на преступные желания безумной толпы; но и раскаяние следовало за грехом. Искренность его печали и молитвы его брата умилостивили Господа, хотевшего наказать его вместе с виновными; он получил помилование; но впоследствии почувствовал действия небесного гнева и оплакал смерть двух своих старших сыновей и, так же как и Моисей, не вошел в обетованную землю. Пришло время, когда Моисей должен был поставить пред народом Аарона первосвященником, четырех его сыновей жрецами, а всех сыновей Левииных священниками, или левитами. Обряд долженствовал быть совершен перед скинией, в присутствии всего народа. После омовения их водой он облек их в священные одежды и посвятил их Господу. Одежды священников были из льна: 1) надраги, покрывающие наготу от чресл до колен; 2) пояс узкий, долгий и разноцветный; 3) хитон, риза узкая и круглая с рукавами и отверстием для головы; 4) кидар, род митры, которая обвивалась длинной повязкой. Аарон, кроме священнических риз, имел особенные, принадлежащие ему как первосвященнику; их было также четыре: 1) верхняя риза, шерстяная, гиацинтового цвета; она не имела рукавов и была круглая и долгая, украшенная каймами и золотыми звонцами; 2) ефуд — эта одежда была самая богатая; для нее употреблялись пурпур, виссон, тонкий сученый лен и золото; она состояла из двух тканей, соединенных вверху двумя нарамниками, на которых были два камня с именами колен иудейских; 3) наперсник, или слово судное; двойная ткань такого рода, как и ефуд; она на груди занимала место, не покрытое ефудом, к которому прикреплялась золотыми цепочками, кольцами и лентами; на наперснике находились двенадцать разных камней с именами сынов израилевых. Сюда относятся также урим и туммим, что значит «свет» и «совершенство»; 4) златая дщица, на которой написано было: святыня Господня. Первосвященник носил ее напереди кидара; когда случалось дать ответ на какой-либо важный вопрос, первосвященник вопрошал Господа, устремив глаза на урим и туммим. Облекши Аарона в его одежды, Моисей взял елей помазания и вылил на главу Аарона, принес Богу жертву за грех и жертву всесожжения, оросил алтарь кровью жертвы и помазал ею край правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги нового первосвященника и его детей, после чего окропил кровью жертвы и елеем помазания их и одежды их. Этот обряд продолжался шесть дней, в продолжение которых они и день и ночь находились у дверей скинии.
Наконец, в восьмой день Аарон принес жертвы за себя и за народ: заклал тельца за свои грехи и козла за грехи народа; принес также жертву всесожжения, потом заклал быка и барана, которые были умилостивительными жертвами за его братьев; затем поднял руки и благословил народ и, сшедши с алтаря, вошел с Моисеем в скинию свидания; вышедши оттуда, оба благословили народ; в то же время небесный огонь пожрал всесожжение и тучные части, находившиеся на алтаре (Лев. 9:24). Этот-то священный огонь повелено было священникам поддерживать постоянно, подкладывая дрова на алтарь утром и вечером; другой огонь не позволено было употреблять ни для жертвоприношения, ни для вожжения светильников, ни для сожжения фимиама, ни на алтаре кадильном, ни в кадильницах. Несмотря на то, в тот же вечер Надав и Авиуд употребили в своих кадильницах чуждый огонь и были пожраны пламенем, сшедшим с самого алтаря; а Моисей запретил отцу и братьям Епеазару и Ифамару оплакивать их, приказав им есть остатки жертвоприношения в месте святом; Аарон отказался и на упрек Моисея отвечал: «Вот, сегодня принесли они жертву свою за грех и всесожжение свое пред Господом, и это случилось со мною; если я сегодня съем жертву за грех., будет ли это угодно Господу?» (Лев. 10:19). Моисей уважил эту причину. «Когда Бог, — говорит Иосиф Флавий, — внушил законодателю избрать своего брата первосвященником, потому что он был самый достойный, то Моисей собрал народ, изобразил перед ним добродетели Аарона, его ревность к общественному благу, которая часто требовала от него пожертвования жизнью, — и все с живейшим удовольствием приняли этот выбор». С первосвященническим достоинством соединены были высокие отличия и тяжкие обязанности. Первосвященник был начальником религии; ему подчинены были священники и левиты. Верховный судья в делах, относившихся к богослужению, он решал еще дела гражданские и политические, когда не было другого судьи или начальника народа. Один только первосвященник имел право входить в святилище один раз в год, в день всеобщего очищения. Он был истолкователем воли Божией и провозвестником истины, когда облекался в свои первосвященнические одежды, именно: урим и туммим; ему запрещено было носить траур по смерти близких своих родственников, даже отца и матери, входить в места, где находился мертвец, оскверняться какой-либо нечистотой; он не мог жениться на вдове, на разведшейся и девице дурного поведения, но только на девице непорочной, происходящей из его колена, и должен был хранить воздержание во все время своего служения. Он не мог отдалиться от храма и навлекал на себя смертную казнь, если погрешал против своих обязанностей. В первый день второго месяца того же года Аарон помогал Моисею в исчислении израильтян; около того же времени он вместе с сестрой своей Мариам стал роптать на Моисея. Бог защитил своего раба, и гнев его поразил Аарона и сестру его. Мариам была наказана, но Аарон, выразивший истинное раскаяние и смирение перед своим братом, был пощажен. Достоинство Аарона возбудило зависть: Корей, из колена Левиина, Дафан и Авирон, из колена Рувимова, восстали против него. Мятежники, для прикрытия своего честолюбия, обвиняли его в похищении первосвященничества. Двести пятьдесят начальников народа присоединились к ним. Тщетно Моисей старался успокоить их, они противились, пока разверзшаяся земля и исшедший из нее огонь не пожрал их. На следующий день народ возроптал на это строгое наказание, как будто Моисей и его брат имели власть без воли Божией разверзать землю. Моисей и Аарон предстали пред скинией: тогда Господь сказал им; «Отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение» (Чис. 16:21). Уже четырнадцать тысяч израильтян были поражены смертью, когда Аарон, взяв с алтаря кадильного кадильницу, прошел между живыми и мертвыми и остановил казнь. Первосвященство за ним утверждено было в тот же день другим чудом: Моисей, по повелению Господа, положил в скинию двенадцать жезлов, на каждом из которых написано было имя князя каждого колена; имя Аарона было написано на жезле колена Левиина. В следующий день Моисей, вынесши жезлы из скинии, увидел, что жезл Аарона произвел листы, цветы и плоды. По этому-то знаку, возвещенному накануне Господом, узнали, что первосвященство оставалось за коленом Аароновым. Чудесный жезл положен был в Кивот Завета, как свидетельство непокорности израильтян. Тогда Господь показал Аарону обязанности его служения, начертал обязанности священников и левитов; первым определил первенцев всех животных для поддержания существования их и семейств их, и десятины для левитов, и запретил как тем, так и другим иметь особый удел в земле Израильской. Таким образом, сыны Левиины, рассеянные между другими коленами, не имели земли для возделывания и вели жизнь пастушескую патриархальную. В 1515 г. до Р. X. израильтяне в другой раз остановились в пустыне Кадис, на границе обетованной земли; но Аарон не должен был войти в нее в наказание за сомнение в словах Господа у горы Хорив. Первосвященнику было 123 года; Моисей, по повелению Господа, возвел его на вершину горы Ор, снял с него первосвященнические одежды, в которые облек Елеазара, сына и преемника Ааронова. Согласно с волей Божией, Аарон испустил дыхание на руках своего брата. Иудеи имели восемьдесят три первосвященника от Аарона до разрушения храма Титом, в 79 г, от Р. X., в продолжение 1594-летнего периода времени. Некоторые критики хотели, по случаю Ааронова жезла, найти сходство между историей Аарона и басней о Меркурии. Мнимые магики призывали Аарона, как своего покровителя. Многие ересеначальники в первые века христианства выдавали себя за Моисея и Аарона. Некто Ноктус (239 г. от Р. X.) утверждал, что он Моисей, а брат его — Аарон; но его секта продолжалась слишком недолго. В XVI в. ученый Франциск Иуниус за то, что Аарон слил золотого тельца, поместил его в главе своего каталога древних ваятелей и живописцев. Аарон заслужил бы это место по праву древности и тогда, если бы алфавитный порядок не ставил его первым. Первосвященники занимали столь высокое место в народе иудейском и столько принимали участия в делах религиозных и политических, что для возможно вольного понятия о государстве, религии и правительстве этого народа необходимо знать права, преимущества, обязанности, порядок и судьбы их первосвященства. Как первосвященники, так и священники не были исключены из общественных должностей; должности судебные, служба военная, светские почести и достоинства могли совмещаться со священством. Священники служили в войсках в качестве предводителей, писцов и простых воинов. Трубить в трубы было даже обязанностью, данной исключительно священникам (Чис. 10:8). В царствование Давида священник Иодай предводительствовал отрядом воинов из колена Левиина (1 Пар. 12:27). Садок, другой священник, пришел к нему со всем домом своего отца (1 Пар. 12:28). Священник Ванея, сын Иодая, предводил отрядом из 24 000 человек (1 Пар. 27:5), а после смерти Иодая, в царствование Соломона, сделан главнокомандующим всеми войсками (3 Цар. 2:35). Маккавеи, столько прославившиеся в войнах, избранные Богом для восстановления истинных религий и богослужения во Израиле, происходили от Аарона (1 Мак. 2:57), так же как и большая часть их мужественных сподвижников. Иосиф Флавий, прославившийся своими делами и сочинениями, происходил от рода священнического. Почти все иудейские судилища были наполнены священниками, судившими по Закону Моисея (см. Dissert, sur la police des Hebr. — Bibl. de 1'abbe de Vence, liv. des Nombr. t. III). Но первой, главной и благороднейшей их обязанностью было служение алтарю, потом поучение народа и изучение закона. Священство дано было Богом колену Левиину и только потомству Аарона. Другим ветвям того же колена, или коленам Гирсона, Мерари и колену Каафа, происходившему от Иссаара, Хеврона и Озиила, были назначены другие, менее высокие и важные обязанности. Потомки Аарона были единственными священниками Господа, занимавшимися непосредственно служением Ему, приближавшимися к алтарю для всесожжения фимиама, возложения жертвы и приношений. Потомки Гирсона и Мерари и другие потомки Каафа были простыми левитами, подчиненными священникам и служившими под их надзором и управлением. Обязанности, звание и степень тех и других ясно обозначены в Священном Писании. Первосвященник был начальником всего колена и первым лицом по отношению к иудейской религии. Его обязанность давала ему право, предоставленное только одному ему, входить во Святая Святых, но только раз в год, именно в день всеобщего очищения (Лев. 16:2 и след.). Он был главным правителем дел судебных и верховным решителем дел религиозных (Втор. 18:8 и след.). Его рождение долженствовало быть чистым (Лев. 21:13 и след.). Некоторые телесные недостатки, ясно обозначенные в законе, служили препятствием к достижению первосвященнического достоинства (Лев. 21:17 и след.). Ему запрещено было сетование по умершим (Лев. 21:10 и след.). По особенному преимуществу, дарованному Богом, он был провозвестником истины (Исх. 28:30 и след.; 1 Цар. 21:9 и 30:7) и возвещал будущее. Его доходы были сообразны с его высоким достоинством: левиты, по закону, собирали десятину со всего иудейского народа и десятую часть этой десятины давали священникам, из которой первосвященник получал главнейшую часть. Эти права и преимущества давали ему власть почти верховную; и действительно, часто верховная власть и первосвященническое достоинство соединялись в одном лице. Так, Финеес и Илий были начальниками народа и в то же время первосвященниками. В царствование Иоаса народом управлял первосвященник Иодай. В царствование Манассии, после возвращения его из плена, делами управления занимался первосвященник Елиаким. После возвращения иудеев из плена Вавилонского, то есть со времени Иисуса, сына Иоседекова, до гонения Антиоха Епифана, первосвященники имели весьма большое влияние в государстве; после же смерти последнего, когда первосвященническое достоинство перешло в род Асмонеев, с ним почти всегда соединялась и верховная власть. На основании этих прав и преимуществ первосвященническое достоинство не могли дать ни выбор народа, ни власть царей, ни честолюбие или интриги, ни даже личные заслуги; оно давалось только по одному праву рождения. Поэтому священники тщательно хранили родословные списки и не принимали никого, кто, при помощи темноты своего древнего происхождения, хотел войти в их общество. Иосиф Флавий свидетельствует (contr. Арр. lib. I. p. 1036), что священники не вступали даже в браки с женами из других колен; что этот обычай строго соблюдался не только в Иудее, но и везде, где были иудеи, в Вавилоне, Египте и других странах; что они посылали в Иерусалим отыскивать родословие тех, кого хотели взять в супружество; что после переворотов, происшедших вследствие войн Антиоха Епифана, Помпея, Квинтилия Вера, Веспасиана, священники составляли новые родословные списки и записывали женщин, избегших общественных бедствий, потому что никогда не вступали в брак с пленницами или иноплеменницами; «...отсюда происходит, — говорит он, — что в течение двух тысяч лет у нас существовал непрерывный и наследственный ряд первосвященников, поименованный от отца к сыну». Этот непрерывный ряд первосвященников показывают нам три памятника: 1) Священное Писание, где находим большую часть первосвященников от Аарона до Адуя, современника Александра Великого; 2) сочинения Иосифа Флавия, проведшего этот ряд от Аарона до последнего первосвященника Фаннии; 3) Иудейская летопись, известная под именем «Седероламзуга», показывающая ряд первосвященников от Аарона до Иисуса, сына Иоседекова, современника Кирова. Сравнивая эти три памятника, насчитывают восемьдесят три первосвященника от первого, Аарона, брата Моисея, до последнего, Фаннии, избранного зилотами во время осады Иерусалима Титом.
Как можно видеть, продолжение служения каждого из этих первосвященников неизвестно, и, начиная со смерти Аарона, о нем можно судить, только сравнивая с теми событиями, при которых о них говорится. От Иисуса, сына Иоседекова, и особенно после смерти Адуя, эпохи известнее и лучше определены.